Силаев Александр
Юрьевич

Теорема о (не)компетентности управляющих

Думаю, это можно даже доказать, не строго, но можно. Тезис примерно такой:

«Управляющие ЧУЖИМИ деньгами в среднем будут управлять ими хуже, чем вообще управляют деньгами на рынке».

Подпунктом и следствием будет управление, как говорят, «хуже рынка», имея ввиду бенчмарк.

Ключевые слова здесь – чужими и в среднем. Давайте трезво спросим себя, в силу каких факторов человек обычно дорывается до управления чужими деньгами? И какую роль в этом играют собственно рыночные скиллы?

Я вот вижу два основных пути. Либо человек делает карьеру в организации, где лежит много-много клиентских денег, и рано или поздно дорывается до мешка, положенному ему по статусу. Условно назовем это «финансист-карьерист». Второй путь – охмурение больших масс людей через агрессивный маркетинг от первого лица. Далеко не все люди дураки, чтобы отдать свои деньги чуваку, потому что он запостил фото с пальмой и тачкой. Но из тысячи, кто зрел пальму – один отдаст. Надо просто показать пальму многим тысячам, и поток, в общем-то, обеспечен. Назовем этот путь условно «бог Инстаграмма».

Заметьте, я не говорю, что менеджерам и маркетологам – нельзя разбираться в рынке. Можно, и это даже будет скилл, который пойдет им в плюс.

Просто это будет не основной их скилл. Обычно они понимают, какой скилл основной – и прокачивают именно его.

И жертвуют второстепенными умениями, как-то «уметь извлекать рыночную прибыль». Хреново управлять клиентскими 500 млн., потихоньку их сливая, выгоднее, чем осторожно, ответственно и в умеренный плюс (умеренный, потому что осторожно) управлять, допустим, 5 млн.

То есть, если максимизировать только личную прибыль, количество управляемых денег – важнее качества управления.

Далее, довольно быстро выясняется, что какого-то четкого мониторинга качества управления – вообще нет. Это у шахматистов какой-то рейтинг. А здесь сказал «ни одного убыточного месяца с 2000 года» – кто-нибудь обязательно поверил. Сказал 150% годовых, и здесь, как в анекдоте, «джентльмены верят на слово». Мог сказать и 1500%. Значит, этим мифическим, толком не проверяемым скиллом тем более можно жертвовать…

А какие скиллы – базовые? Для пути №1, я так понимаю, это начинается с умения сдавать ЕГЭ для взрослых, увешиваться сертификатами, мастерить презентации. Также важно нравиться людям, от которых что-то зависит. Все эти пресловутые «кого знаешь?». В момент шухера важно умение рассказать, почему ты потерял многие миллионы за день, но ты не виноват. Это вероятно, особое умение, и здесь есть свои асы. Вероятно, можно идти от провала к провалу – вверх по карьерной лестнице. Иначе мы не видели бы историй, где «управляющий активами финансовой группы» ведет себя как начинающий лудоман…

На пути №2 все начинается и заканчивается, как сейчас говорят, маркетингом личного бренда. Рыночные компетенции там где-нибудь на седьмом месте в плане успеха – между «настройкой таргета» и «графикой в лендинге».

Кстати, оговорюсь, слова «чужие деньги» в самом начале не совсем точно передают суть. Точнее было бы «чужие деньги людей, каждый из которых в отдельности слабее тебя». Если трейдер собирает бабло с десяти инвесторов-хомячков, это одна история. Но если олигарх нанимает десять трейдеров для себя, это уже другое кино. Ему плевать на сертификаты ФСФР, лендинги и таргеты – он требует другое. Именно то, что надо. И именно требует. Поэтому там будет отбор по рыночной эффективности.

Также будет происходить отбор и в среде частных трейдеров-инвесторов. Эта армия не убывает, потому что пополняется, но старички действительно учатся со временем.

Никто не будет 20 лет сливать деньги в рынок, если это его личные деньги…

Итак, мы имеем две принципиально разные группы управляющих. В одной из них отбор происходит, худо-бедно, но все-таки по качествам управления. В другой по каким-то иным. Вопрос, в какой качество управления, со временем, будет лучше?

Исключения только подтверждают правило. В ИК «Форум», например, собрались люди, действительно сведущие в рынке и математике. И чем дело-то кончилось? «Арсагера» годами дает альфу к рынку – невиданное для ПИФа дело. И много миллиардов собрала под управление эта УК? Примерно как хорошо раскрученный идиот в «Инстаграмме» с личным брендом – под свою крипто хню…

Мне вот тут пеняли, что я, мол, «тоже скатился в околорынок». Ну там, по ссылкам в моем блоге. Эх. Видно же, что маркетинг занимает 5% моих усилий, а будь я настоящий, истинный околорынок – занимал бы 95%.

Короче, как писал Нассим Талеб – остерегайтесь управляющих, которые слишком хорошо выглядят. У которых все ок с таргетом, лендингом и званием «трейдер года».